Статьи
Выбрать новости
на наши новости
Оставить заявку
Если вы не нашли нужную информацию заполните форму и мы ответим на все вопросы:
Ольга Егоренко: Предприятие ПАРНАС готово производить до 1000 малых грузовых лифтов в год
Статьи
17.11.19ИНТЕРВЬЮ. Несмотря на то, что вопросы, посвященные лифтам и том, как сделать их безопаснее регулярно поднимаются на различных площадках и форумах, вопросы по малым грузовым лифтам встречаются гораздо реже. Тем не менее это направление занимает устойчивую нишу на рынке и имеет достаточно высокий потенциал развития, поэтому мы решили обратиться с вопросами о малых грузовых лифтах к представителю петербургского производителя малых грузовых лифтов коммерческому директору Предприятие ПАРНАС Ольге Егоренко. Предприятие хорошо известно по всей стране и за ее пределами. Предприятие ПАРНАС регулярный участник московских лифтовых выставок, где ему не раз удавалось занимать высокие места в различных номинациях.
Ольга Егоренко, коммерческий директор ЗАО «Предприятие ПАРНАС» (Санкт-Петербург)
Лифт-Пресс.Ру: Начнем с определения… малый грузовой лифт это вообще лифт или подъемник? Какими нормативными документами регламентируется его производство, установка и эксплуатация?
О. Егоренко: Малый грузовой лифт – это ЛИФТ. К нему предъявляются вполне конкретные требования безопасности, прописанные в ТР ТС «Безопасность лифтов» (см. ГОСТ Р 56943-2016) и, поскольку, лифт является опасным объектом, то такое оборудование должно иметь сертификат соответствия по ТР ТС «Безопасность лифтов» в рамках обязательной сертификации. К слову сказать, требования к конструктиву и к устройствам безопасности малого грузового лифта довольно высокие, соблюсти все эти требования полностью способен далеко не каждый производитель. Вот именно поэтому на рынке появились так называемые «Малые грузовые подъемники», производят их, как правило, мелкие компании, где-нибудь в гараже, «на коленке».
А про качество такого «продукта» и говорить не очень удобно. Чаще всего, сертификатов нет, в лучшем случае добровольное декларирование. Порой встречаются сертификаты по другому Техническому регламенту «О безопасности машин и оборудования», однако код продукции туда вносится совершенно несоответствующий. К сожалению, эта ситуация стала возможной из-за пробела в законодательной нормативной базе, ни в одном нормативном документе не сказано, что такое «малый грузовой подъемник», такой классификации в ОКП нет, только подъемники специального назначения, например, подъемник, который используется для проведения фасадных строительных работ или подъемники скиповые, но это совсем другое дело.
Малый грузовой лифт производства ЗАО «Предприятие ПАРНАС» (Санкт-Петербург)
И нигде на сегодняшний день нет указаний насчет критериев выбора подъемного оборудования для конкретных строительных объектов. Например, в советское время были рекомендации для проектировщиков, сегодня нет. Проектировщики выбирают оборудование либо как заказчик попросит, либо по привычке, либо «как Бог на душу положит», просто по функциональному назначению. Если бы, например, для объектов социального назначения и объектов с повышенной общественной нагрузкой было рекомендовано выбирать только оборудование с сертификатом по ТР ТС «Безопасность лифтов», то это сразу снизило бы накал рыночной конкуренции, «горе-производители» ушли бы с рынка.
Монтаж малых грузовых лифтов полностью опирается на те же нормы, что и монтаж лифтов больших, процедура ввода в эксплуатацию также происходит через Инженерный центр, оформляется Декларация, сведения вносятся в единый реестр.
А вот с эксплуатацией немного проще, «Правила эксплуатации…», утвержденные 743 ПП РФ на Малые грузовые лифты не распространяются, ставить малый лифт на учет в Ростехнадзоре владелец не должен, однако, обязан проводить ежегодное техническое освидетельствование, заключить договор на регулярное техническое обслуживание со специализированной организацией и застраховать объект. Само техническое обслуживание Малого лифта, конечно, проще, чем обслуживание лифта пассажирского.
Ольга Егоренко: Предприятие ПАРНАС готово производить до 1000 малых грузовых лифтов в год
Лифт-Пресс.Ру: Какой в настоящее время по объему рынок малых грузовых лифтов? Сколько лифтов в год устанавливается новых, сколько устаревших лифтов меняется на новые? Есть ли хотя бы примерная статистическая информация об общем количестве малых грузовых лифтов, эксплуатирующихся в России?
О. Егоренко: Ежегодно в России устанавливается 1200-1500 Малых грузовых лифтов – это официальная статистика, т.е. только те лифты, которые были введены в эксплуатацию по всем правилам и внесены в реестр. Тем не менее, по собственным данным, мы знаем, что далеко не каждый малый лифт проходит эти процедуры, собственники предпочитают сэкономить (не тратиться на проект, услуги инженерного центра и проч.) и эксплуатировать лифт, как говорится, «вчерную». И таких «черных» лифтов в эксплуатации может быть от 30 до 50%. А потому, фактический объем малых лифтов в России, вероятно, составляет не менее 2000 единиц. И это еще без учета так называемых «подъемников».
О количестве эксплуатируемых сегодня в России Малых грузовых лифтов информации нет, да и взять ее неоткуда. Ростехнадзор эти лифты не контролирует. Вновь введенные в эксплуатацию лифты можно примерно подсчитать по реестру, но ведется он всего лишь с 2012 г (значит, за эти годы было установлено около 10 000 лифтов), однако, цифры эти нам ничего не дают для анализа.
Лифт-Пресс.Ру: Поставляются ли малые грузовые лифты, произведенные в РФ на экспорт? В чем особенности и что мешает поставлять больше? Есть ли экспортный потенциал? Какое соотношение в общих затратах на производство лифта импортных составляющих и составляющих, произведенных в России?
О. Егоренко: Малые грузовые лифты у нас сертифицируются по нормам ТР ТС «Безопасность лифтов» и в соответствии с этим могут свободно поставляться на территорию стран ЕврАзЭС, однако, в статистике экспорта лифтов от Минпромторга типы лифтов не указываются. Думаю, что если в поставках Малые грузовые лифты и были, то это совершенно незначительное количество 2-3% от общего объема, вероятно. Что касается остальных стран, то там иная нормативная база, и хоть она даже несколько мягче нашего регламента, тем не менее, поставка нашего оборудования потребует новой сертификации, испытаний, подтверждений и решения таможенных вопросов. Кроме того, в Европе (Германия, Италия) уже более 50 лет существуют несколько компаний, узкоспециализированных на малых лифтах, они производят качественное оборудование и стараются держать рынок под своим контролем.
Кроме высокого качества продукции и широкого размерного ряда, у них есть еще один несомненный плюс – грамотная партнерская политика с крупными производителями пассажирских лифтов. А именно, крупные заводы сосредоточены на производстве серийных пассажирских лифтов, малые же лифты часто имеют индивидуальные размеры, это либо мелкосерийное производство, либо «штучное», а потому производить их большому заводу не всегда рентабельно. Когда же в портфель заказов попадают малые сервисные лифты, то заводу проще и выгоднее взять «малышей» по кооперации у этих двух-трех специализированных фирм. Всем выгодно и удобно! Гиганты рынка не отвлекаются на мелочи (производство, гарантийные обязательства, запчасти для сервиса и ремонта), а специализированный производитель имеет стабильный портфель заказов, что позволяет ему развивать свое производство, совершенствовать технологии, держать оптимальную цену, и, следовательно, иметь высокую окупаемость производства.
Сегодня в составе себестоимости Малого грузового лифта ПАРНАС ЛМП преимущественно отечественные комплектующие, при этом качественные, бездефицитные, доступные в любом регионе России. Импортных комплектующих не более 10%, это стальные канаты, частотный преобразователь и мотор-редуктор. По мотор-редуктору стоит сказать отдельно, дело в том, в лифте мотор – это его сердце, и важно, чтобы это сердце было надежным, качественным, при этом работало тихо и плавно, а в нашем случае нужны еще и универсальные малогабаритные модели, и при этом, недорогие. На территории постсоветского пространства мотор-редукторов с такими характеристиками не выпускается. Модели предыдущих лет морально устарели, а за новые разработчики не берутся: разработка такого мотор-редуктора – задача трудоемкая и довольно затратная, а, объем рынка и конечная цена реализации существенно ограничены. Есть варианты китайского, корейского, болгарского производства, иногда они и немного дешевле, но по качеству хуже, мы на снижение качества ради мифической экономии пойти не можем, безопасность и надежность лифта прежде всего!
Мы используем в наших малых грузовых лифтах ПАРНАС ЛМП мотор-редуктор производства Германии, он качественный, надежный, экономичный (0,5-2 кВт), компактный, и ни разу за 15 лет не было нареканий по качеству.
По большому счету, в Малом грузовом лифте говорить об импортозамещении комплектующих не имеет смысла, это совершенно небольшие процентные показатели, а для эксплуатации важна надежность работы и ремонтопригодность, что мы полностью обеспечиваем.
Лифт-Пресс.Ру: Сколько малых грузовых лифтов импортируется в РФ? Чем заказчика привлекают зарубежные аналоги?
О. Егоренко: Корректных показателей нет. Мы предполагаем, что это может около 500 единиц в год. Чаще всего импортное оборудование заказывают клиенты-частники, здесь играет наша «привычка уважения к импорту» и недостаток информации о состоянии современного рынка. Даже специалисты-лифтовики не всегда полностью владеют информацией, не готовы оценить выгоды и преимущества отечественного малого грузового лифта, нашего Парнасского. А преимущества есть! Да еще какие! Лифт «ПАРНАС ЛМП» по сравнению с импортным аналогом, при полностью идентичном уровне качества, имеет более широкую базовую комплектацию и функциональные варианты. При этом цена остается оптимальной для российского рынка. Сроки производства и поставки 10-15 дней и все гарантийные обязательства тоже исполняются российским заводом напрямую.
Лифт-Пресс.Ру: Насколько высока конкуренция среди производителей малых грузовых лифтов? Вообще сколько в РФ предприятий, производящих малые грузовые лифты?
О. Егоренко: Здесь стоит начать с того, кого действительно считать производителем?! Во-первых, конечно, это крупные лифтостроительные заводы постсоветского пространства (ЩЛЗ, КМЗ, МЛЗ), которые производят традиционные малые грузовые лифты, конструктив и функционал этих лифтов изменился мало, размерный ряд тоже остался практически без изменений. Во-вторых, предприятия новой поры, появившиеся, как правило, после 90-х годов, в основном, это, так называемые «гаражно-коленные» мастерские, и качество продукции у них соответствующее, да это и не лифты, а подъемники, часто ненадежные, небезопасные, без сертификатов и вообще без адекватной документации. Таких компаний много, одни появляются, другие исчезают, думаем, что по стране их может быть около 50-100 компаний. В третьих, дилеры импортных компаний, их подсчитать невозможно, поскольку дилером, по сути, может быть любая компания. Но один завод стоит особняком – это «ПАРНАС», и это не бахвальство, действительно, узкоспециализированный производитель малых лифтов европейского уровня в России сегодня один.
Конкуренция довольно серьезная и обострилась она в последнее десятилетие, как мы думаем, из-за существенных изменений в жизни страны. Сегодня основной потребитель малых грузовых лифтов – это государство, а именно, школы, детские сады, больницы и проч. учреждения, финансируемые за счет государства. В нашем портфеле таких заказов примерно 80%, частных же заказов осталось всего около 20%, тогда как лет 10 назад картина была прямо противоположной. В 2019 частники вынуждены экономить, на излишества нет денег. А государственные деньги долгие, дорогие, да и прибыли там крайне маленькие. Так что конкуренция жесткая.
Лифт-Пресс.Ру: Существует ли срок службы у малых грузовых лифтов? Подлежат ли они обязательному освидетельствованию, какие квалификационные требования предъявляются специалистам по установке малых лифтов?
О. Егоренко: Срок службы у малых грузовых лифтов стандартный, как и для всех других лифтов – 25 лет! Монтаж должен вестись также в полном соответствии с требованиями, которые предъявляются к обычным лифтам. Монтажники должны в обязательном порядке иметь удостоверение о подтверждении квалификации в ЦОКе.
Лифт-Пресс.Ру: Какие на ваш взгляд существуют проблемы на рынке малых грузовых лифтов, требующие решения?
О. Егоренко: Засилье некачественной продукции! Считаю, что это главная проблема сегодня. И решение, в общем-то, на поверхности, необходимы регуляторные действия государства. Например, для закупок на государственные и муниципальные нужды необходимы четкие рекомендации о критериях выбора оборудования для конкретных строительных объектов. Приоритет должен отдаваться, безусловно, продукции отечественной.
Причем, хорошо было бы, если бы в первую очередь рассматривались производители собственного региона, это и для логистики лучше и для дальнейших поставок запчастей и, в целом, для поддержки завода-изготовителя. Ведь у нас очень популярны сейчас темы импортозамещения, поддержки производителей, но на практике не все гладко. Часто бывает, что под российским сертификатом скрывается т.н. «локализованный», а то и просто полностью импортный лифт, хотя отечественных аналогов достаточно. Такие вещи необходимо пресекать!
Вторым критерием должно быть качество и безопасность. Обязательно наличие сертификата по ТР ТС «Безопасность лифтов», а не «О безопасности машин и оборудования», поскольку наш лифтовой регламент гораздо жестче, а следовательно и внимания к безопасности продукции больше.
И третье, это кадры! Классик был прав: «Кадры решают все». Многое в отрасли делается сегодня, и результаты есть, но пока уровень квалификации большинства специалистов недостаточный. А сам заказчик не в состоянии сориентироваться, во-первых, как оценить оборудование, и здесь ему нужна консультация квалифицированного опытного лифтовика, во-вторых, не всегда заказчик может проверить исполнителя, какие именно разрешительные документы у него должны быть; - опять же, нет четких алгоритмов.
Есть еще сложности с госзакупками, а именно, набившие оскомину 44 и 223 ФЗ. Не буду повторяться, здесь давно назрела необходимость в поиске новых подходов. Однако, если первые три задачи будут решены, то, вероятно, и здесь «накал страстей» снизится.
Лифт-Пресс.Ру: Имеет ли экономическую целесообразность объединение мощностей основных производителей малых грузовых лифтов, например на базе вашего предприятия? Какие это даст преимущества? Насколько вероятна такая консолидация? Ведется ли в данном направлении соответствующая работа?
О. Егоренко: Наше глубокое убеждение в том, что большой лифтостроительный завод не должен делать все модели лифтов сам. На современном этапе гораздо выгоднее оказывается кооперация заводов-гигантов с узкоспециализированными производителями. Объясню на примере нашей продукции. Изучив международный опыт и принципы работы крупных лифтовых корпораций (OTIS, KONE, SCHINDLER и др.), мы выяснили, что производством малых грузовых лифтов самостоятельно ни одна из этих компаний не занимается, поскольку экономически гораздо выгоднее оказывается коммерческая кооперация с надежными производителями малых лифтов. При этом, специализированные производители на условиях долгосрочных партнерских контрактов поставляют малые лифты как под собственной торговой маркой, так и под торговой маркой заказчика, оставаясь полностью ответственными за качество оборудования, исполнение гарантийных обязательств и постгарантийного сервиса.
В Европе такие партнерские схемы работают не одно десятилетие и доказали свою эффективность. У нас пока это мало распространено. Тем не менее, 1,5 года назад мы начали работу по такой партнерской программе с заводом МЭЛ. Завод получает комплексный заказ от строителей, пассажирские лифты он делает сам, а малые грузовые для «социалки» заказывает у нас. При этом мы имеем программу на полугодие вперед и поставляем лифты непосредственно на объект под график монтажа. Всем удобно! Уверены, что пройдет совсем немного времени и экономические реалии заставят и других крупных производителей присмотреться к возможностям такой работы.
Ведь преимущества очевидны: завод сосредоточен на крупносерийном производстве пассажирских лифтов, на малые лифты, которые часто еще и требуют корректировок под строительную часть, не отвлекается; качество наших лифтов неоднократно подтверждено; благодаря узкой специализации мы свободно в рамках мелких серий вносим корректировки в каждую единицу; сроки изготовления – 10 дней; логистическую нагрузку, а также все вопросы по гарантии тоже несем мы, так что и репутационные риски головного завода-поставщика минимальны. Заметим, что наши отпускные цены на продукцию для такого партнера гораздо привлекательнее.
Лифт-Пресс.Ру: Планом мероприятий по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения РФ, утвержденным приказом Минпромторга №654 от 31 марта 2015 года была дана цифра по доле импорта на рынке малых грузовых лифтов грузоподъемностью до 500 кг в объеме 80% и поставлена задача снижение максимальной доли импорта до 30% к 2020 году. Далее приказом Минпромторга №2646 от 22 июля 2019 года плановый срок по импортозамещению по малым грузовым лифтам был продлен с 2020 года до 2024 года, при этом плановая максимальная доля импорта была повышена до 60%. В связи с этим по вашей информации насколько с вашей точки зрения доля импорта по малым грузовым лифтам в 80% соответствует реальному положению дел?
О. Егоренко: Трудно сказать. На мой взгляд, показатель 80% сильно завышен и вообще сомнителен. Комментировать не могу.
Лифт-Пресс.Ру: Как вы оцениваете шансы по достижению запланированных показателей по снижению импорта?
О. Егоренко: Шансы максимально высоки, нужна только четкая регуляторная база от государства. Поскольку слишком много неясностей и «лазеек» для недобросовестных поставщиков. Уверены, что малые грузовые лифты в России не только можно, но и необходимо в полном объеме производить самостоятельно. У нас достаточно для этого опыта. Современные малые грузовые лифты, производящиеся, например, на ПАРНАСЕ, ничуть не уступают импортным ни по качеству, ни по функционалу, а по цене – дешевле. Так зачем нам импорт?! ПАРНАС сегодня выпускает 120-150 лифтов в год, а производственные мощности позволяют производить до 500 единиц; если же немного усовершенствовать технологию, думаю, что мы и 1000 единиц в год можем сегодня освоить. Очевидно, что объем в 2000 лифтов в год, силами российских производителей вполне можно закрыть уже сейчас.
Лифт-Пресс.Ру: Ведет ли Минпромторг с вашим предприятием совместную работу по по возможному согласованию соответствующим мероприятий для выполнения Плана? Вообще ведется ли по данному направлению хоть какая-то работа?
О. Егоренко: Все программы Минпромторга, действующие на сегодняшний момент, имеют критерии отбора, которые начисто отсеивают средний и малый бизнес. Например, одним из критериев программы поддержки производителя является высокий показатель годового оборота и обязательная дальнейшая реализация продукции на заданную сумму в течение 3 лет. Мы подсчитали, что если даже все устанавливаемые в России малые грузовые лифты (1000-1500 единиц в год) будут парнасскими, то нам этой суммы все равно не набрать. Сам рынок продаж малых лифтов имеет предел. На этот барьер мы указывали, но результатов нет. К слову, есть некоторые программы региональные, в которые можно пробовать войти, но там другие сложности Однако, это уже отдельная история.
Спасибо за интервью!
Постоянный адрес статьи: http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=8311